Оганян Галина Карапетовна- воспитатель МБДОУ ДС "Росинка"

Конспект занятия в старшей группе "Путешествие в мир насекомых"

 Тема: «Путешествие в мир насекомых».

Цель: Уточнить представление детей о знакомых насекомых, условиях их жизни, внешний вид, повадки.

Задачи:

Образовательные: Формировать у детей представление о насекомых, их строении, пользе для людей и растений, о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания. Ввести в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций.

Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память. Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме. Развивать связную речь, словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, обосновывать свой ответ. Совершенствовать умение выполнять движения в соответствии со словами текста, продолжать развивать двигательные навыки, общую моторику, координацию.

Воспитательная: Воспитывать доброе отношение к насекомым.

Словарная работа: насекомые, насечки, нектар, пыльца.

Оборудование и материалы: картинки с изображением насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза), д/и «Что сначала, что потом», д/и «Кто, как устроен», звуки насекомых, волшебный цветок, д/и «Кто как двигается».

Мотивационно побудительный.

1. Круг радости (Приветствие).

Здравствуй, утро весеннее.

Здравствуй, солнце золотое.

Доброе утро, легкий ветерок.

Доброе утро, день наступающий.

Давайте улыбнемся нашим гостям и скажем дружно «Привет!»

2. Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года? Дыхательное упражнение «Весна». Делаем глубокий вдох. На выдохе произносим слово «Вес-на».

Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете весенние месяца? 

Весна нам дарит красивые, яркие краски. Одевает природу, всё живое в разноцветные наряды. Весной просыпается всё живое. Давай послушаем и угадаем, кто уже проснулся.

Воспитатель включает звуки насекомых. (Дети слушают звуки, угадывают и называют насекомых: комар, кузнечик, майский жук, муха, сверчок, оса, пчела). Воспитатель выставляет изображения насекомых на мольберте.

- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

II. Организационно – поисковый.

1. Введение в тему.

(стук в дверь) Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришло письмо. Интересно от кого оно, давайте прочитаем!

Воспитатель читает текст:

«Дорогие ребята, мы попали в беду.
Однажды над насекомыми
Пронёсся злой паук
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали,
Трудился муравей.
И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,
И доброту возьми,
И этим насекомым
Малышам ты помоги!

Воспитатель: Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы им помочь? (Ответы детей). Тогда нам нужно тоже превратиться в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам.

Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:

Закройте все глаза и повторяйте за мной:
Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати!

Вот мы с вами превратились в насекомых.

2. Игра на звукоподражание. 

Воспитатель предлагает воспроизвести звуки:

Жужжим как жук – Ж – Ж – Ж.
Звеним как комар – З – З – З.
Трещим как кузнечик – ТРР – ТРР – ТРР.
Проходите насекомые, садитесь.  

3. Дидактическая игра «Кто, как устроен».

Воспитатель: Ребята, чтобы спасти муху, нам нужно выполнить первое задание от паука. Возьмите конверт. Достаньте карточки.

Одна группа детей выкладывают части тела мухи, а другие-птицы.

Предлагает сравнить: что общего, чем отличаются муха и птица, и назвать части тела.

Обобщают: у птиц и насекомых есть голова, туловище, глаза, крылья. Отличаются тем, что у птиц есть клюв, перья, хвост. У насекомых есть усики, брюшко, грудь, по 6 лапок, тело любого насекомого как бы поделено на членики.

Воспитатель: Молодцы. Мы спасли муху!

4. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Воспитатель: А теперь нам, ребята, нужно спасти гусеницу. Для этого мы поможем ей превратится в бабочку. У вас в тарелочке лежат картинки, в которых изображены этапы превращения гусеницы в бабочку. Подумайте и разложите их по порядку.

Затем воспитатель демонстрирует схему «Размножение и развитие бабочек», дети проверяют.

Воспитатель: Скажите, что сначала откладывает бабочка? (Бабочка откладывает яйца)

Кто появляется из яйца? (Из яйца появляется гусеница)

Что делает гусеница? (Она питается листьями и растет)

В кого она превращается? (Гусеница превращается в куколку)

Кто выходит из куколки? (Из куколки появляется бабочка)

Воспитатель: Вот мы с вами еще спасли гусеницу. Давайте мы тоже попробуем превратиться в бабочек и спасём бабочку.

5. Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (Ладошки под левой щекой)
Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна…  (Хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня – сонюшка! (Потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (Грозят пальцем)
Стала бабочкой она!(Бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Вы спасли бабочку.

6. Дидактическая игра «Кто, как передвигается».

Воспитатель: Насекомые обитают не только на земле, но и в воздушном, и водном пространстве.

Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, бегать. Вот сейчас вы должны правильно угадать, как двигаются насекомые.

Возьмите конверт. В нём лежат сигнальные карточки: мячик-насекомое прыгает, самолёт-насекомое летает, шнурок- насекомое ползает.

Демонстрирует картинки с изображением насекомых, дети поднимают соответствующую карточку.

Воспитатель: Молодцы! Вы помогли спасти кузнечика.

7. Пальчиковая игра «Пчела».

Пчелка трудится весь день 
И работать ей не лень.
От цветка летит к цветку,
Клеит на брюшко пыльцу.
Хоботком нектар сосет,
За день много соберет.
Унесет нектар тот в улей
И назад вернется пулей.
В сотах утрамбует мед, 
Скоро вед зима придет.
Будет пчелкам чем питаться.
Летом надо им стараться


8. Беседа:

Воспитатель: Ребята, чтобы нам спасти стрекозу и пчелу, нам нужно узнать, какие насекомые полезные? Как вы думаете, какую пользу они приносят? (1 слайд)

Воспитатель: А эти какие насекомые? (вредные).Воспитатель предлагает рассмотреть следующих насекомых: муха, гусеница, комар. (2 слайд)

(3 слайд) Есть насекомые – хищники. (Воспитатель демонстрирует изображение насекомых). Почему?

(4 слайд) Кто пробует еду своими ножками? (бабочка)

Какое насекомое притворяется мертвым при встрече с врагом? (божья коровка)

Кто может поднять груз в сотню раз тяжелее своего тела? (муравей)

Кто слышит своими лапками? (кузнечик)

У кого на лапках есть присоски? (муха)

(5 слайд) Кто ничего не слышит, но хорошо видит? (стрекоза)

У кого в животе есть еще одни зубки? (таракан)

По каким признакам можно определить, что это насекомое?

А сколько насекомых нам нужно собрать, чтоб составить цифру 5?

III. Рефлексивно - корригирующий

Итог занятия. Появляется картинка с насекомыми на цветущей полянке. «Спасибо вам, ребята, что спасли нас от злого паука!»

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Посмотрите, какая полянка красивая стала.  А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. И прежде чем вас расколдовать, я хотела бы узнать, хорошо или плохо быть насекомым? Давайте возьмём наш волшебный цветок, закроем глаза и произнесем волшебные слова:

-Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

Вот мы снова и в детском саду! А чтобы мне узнать насколько вы хорошо познакомились с насекомыми, мы поиграем в игру «Вопрос-ответ». Если высказанное мной утверждение верно, и вы согласны с ним, вы хлопайте в ладоши, если это утверждение ложное, неправильное, вы топайте.

У насекомых 6 ног.

У насекомых не бывает усиков.

Тело насекомого имеет три части: голову, грудь и брюшко.

Муравьи живут в ульях.

Пчелы дают людям воск и мёд.

Мухи дают мед.

Нельзя разорять муравейники.

Бабочки и пчелы опыляют растения.

Стрекоза — это птица.

Насекомые являются пищей для других животных.

Дети, а кому мы сегодня помогли? (ответ) Что нужно сделать нам чтобы сохранить нашу природу? Что может произойти с нашей природой если исчезнут насекомые? За то, что мы помогли нашим маленьким друзьям они нас отблагодарили и в знак благодарности нас наградили золотыми медалями. (награждение)

Творческая мастерская. А теперь ребята мы с вами можем нарисовать наиболее понравившееся насекомое, и придумать про него историю.

Ребенок: (София)

Урожай, в саду снимая

Насекомых вспоминая,

Им спасибо говорим,

И за всё благодарим.

Ведь с утра до поздней ночи,

Опыляли все цветочки,

Крылья, лапки не жалели,

Помогали, как умели!


Воспитатель: Не забывайте, насекомые -это часть живой природы. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! Берегите природу!

Ожидаемые результаты: у детей развивается познавательный интерес к многообразию насекомых и их особенностям, умение замечать красоту окружающего мира, развивается активная речь. Формируется эмоциональное включение в образовательную деятельность, умение сотрудничать, договариваться между собой, конструктивно взаимодействовать в группе, развивать внимание, зрительную память.



 
1 августа 2020 в 18:22

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.